Алексей Оксененко с детства увлекался конструированием летательных аппаратов. Его отец посвятил всю свою жизнь авиамоделированию, он до сих пор занимается обучением детей, а также возглавляет Федерацию авиамодельного спорта РК. Алексей пошел по его стопам, неоднократно участвовал в республиканских и международных турнирах под эгидой FAI (международная авиационная федерация), регулярно проходящих на аэродроме Байсерке и в Байконуре и в других местах, занимая на них призовые места. В арсенале у Алексея в том числе и чемпионство Азии.
- Этот вид спорта находится на острие стиля hi-tech. Если раньше развитие этой сферы толкали вперед военные нужды, то сейчас - спортивные состязания и хобби. Большинство компаний, выполняющих заказы по производству беспилотников для Израиля и США, были основаны выходцами из авиамоделизма.
В конце 2000-х в продаже стали появляться мультикоптеры - небольшие винтовые радиоуправляемые летательные аппараты. Они произвели настоящую революцию в аэросъёмке, ведь раньше для получения фото и видео изображений с воздуха приходилось нанимать вертолет, а это дорого и не всегда удобно. Около трех лет назад в нашей киноиндустрии стартовал спрос на такой вид съемок. Тогда же, найдя единомышленников из числа людей увлеченных авиамоделированием, мы решили создать компанию, которая специализируется на данном виде услуг.
Имея большой опыт создания различных типов радиоуправляемых моделей самолетов, вертолетов и планеров, основатели новой компании не стали прибегать к готовым решениям, а начали собирать коптеры оригинальных конструкций. Это были съемочные комплексы для различных задач, от небольших аппаратов, помещающихся в чемодан и способных поднять в воздух только небольшие камеры типа GoPro до сложных и массивных октокоптеров, с восемью винтами и размахом по краям 1,8 метра, предназначенных для полетов с профессиональными киносъемочными камерами типа Mark III и Red Epic.
Сотрудничество с киностудиями и другие услуги
Первыми клиентами компании FlyCam стали небольшие киностудии, относящиеся к «Казахфильму». Один из своих первых заказов Алексей и его партнеры получили от режиссера первого казахстанского фэнтези - кинокартины «Книга легенд» Ахата Ибраева. Вскоре информация о них стала распространяться по «сарафанному» радио в профессиональной среде кинематографистов. Одной из крайних работ для полнометражного кино стали съемки на Чимбулаке для еще не вышедшего на экраны спортивного триллера «Еще один день» от режиссера и продюсера Виталия Кистанова.
Отрывки из футажей (сырой видеофайл), снятых ребятами из FlyCam, использовались во многих рекламных и социальных роликах, трейлерах и клипах известных казахстанских артистов. Все больше молодых режиссеров и операторов осознают, как динамичные общие планы, снятые с воздуха, могут разнообразить и украсить видеоряд.
- Поднимаясь над городом, можно увидеть интересные детали и вещи, о которых раньше даже не догадывался. К примеру, снимая купол Центральной мечети для социального ролика о единстве конфессий, заметили на полумесяце металлические штыри. Видимо их используют в качестве защиты от птиц, которые могут испортить золотое покрытие.
Интересным опытом для Алексея стала съемка в сложных условиях во время работы над фильмом Турсуна Кулахметова «Ритм города»:
- Это картина о стритрейсерах. Нашей задачей было сделать съемку с воздуха одной из эффектных сцены картины - заезда спорткаров Nissan и Lamborghini. Съемки проходили в ночное время. Нам нужно было лететь на большой скорости вдоль городской улицы среди множества висящих проводов. Был высокий риск разбить аппарат вместе с камерой, однако, благодаря большому спортивному опыту, мне и нашему оператору, управлявшему камерой, удалось сделать все с первых дублей.
Помимо съемки с высотных ракурсов для кинопроизводства коптеры имеют большой спектр применения. Они используются военными, спецслужбами и МЧС для экспресс видеоразведки, применяются на территориях заповедников для контроля популяции редких животных, для топографической съемки земельных участков, фотографий недвижимости для риелторов, съемке строительных площадок для проектирования зданий и оценки их готовности, коммерческой съемке жилых и производственных строений.
- К нам часто обращаются различные компании, строительные фирмы и риелторы. Недавно снимали новые цеха одного турецкого предприятия, производящего стройматериалы.
- Высотную съемку можно использовать и для инспекции труднодоступных объектов.
Съемка и цены
Специалисты FlyCam начинают подготовку к съемке за сутки до нее. В комплекс используемого ими оборудования входит не только сам коптер, но и специальный гиростабилизированные подвесы, позволяющие поворачивать камеру и менять углы съемки.
Кроме того, необходимы две станции наземного управления для пилота и оператора. Пилот управляет платформой летящей получая данные полётной телеметрии или изображения с дополнительной, курсовой камеры. Оператор с помощью дистанционной системы управления и глядя на гистограмму, может удалённо, в полёте регулировать такие параметры камеры как ISO, диафрагма, выдержка, фокус, выбирать режимы фотографии и съемки видео, начинать запись и останавливать её.
Помимо транспортных расходов на цену услуг компании влияет также площадь территории съемки, удаленность локаций друг от друга, тип камеры и соответственно размер используемого для съемки мультикоптера, количество ракурсов и высот.
- Некоторые заказчики удивляются, когда мы называем им цену за проведение съемки. Они не учитывают, что помимо прочего нам необходимо закладывать в стоимость услуг все возможные риски потери и аварии аппарата, разрушения камеры. К примеру, цена октокоптера для съемки на Red Epic вместе со специализированным подвесом и камерой может доходить до 40−70 тысяч долларов. В стоимость полетов входит страхование. Риски могут уменьшаться или возрастать в зависимости от условий местности, погоды, времени суток и прочих факторов. К примеру, съемка в степи безопаснее работы в горах или пролетов над водой.
Изготовление летательных аппаратов на заказ
Помимо аэрофотосъемки компания FlyCam занимается изготовлением и продажей мультикоптеров и других летающих систем: самолёты, вертолёты, планера. Основными заказчиками на этом рынке в нашей стране выступают государственные ведомства и организации, а так же фермеры и прочие частные лица.
- Многие структуры в Казахстане закупали израильские и российские модели БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Зачастую это превращается в покупку «кота в мешке». Производители в маркетинговых целях указывают определенные характеристики, к примеру, дальность полета несколько километров или высокую грузоподъемность. При этом несведущему в технических тонкостях заказчику невдомек, что летать на такие большие расстояния данный аппарат может только без груза, а поднимать большой вес способен на гораздо меньшее время и высоту. Чаще всего в этих компаниях не обучают правилам управления и эксплуатации этих устройств, и, зачастую, эти машины вскоре разбивают или, из опасения повредить дорогое оборудование, откладывают в дальний ящик и не используют вовсе.
Алексей с партнерами проектируют и собирают аппарат под конкретные задачи заказчика, обучают его пилотированию, проводят летные испытания в присутствии представителей клиентов, обеспечивают последующий сервис и техническое обслуживание техники.
После получения от заказчика технического задания, разрабатывается концепция и схема будущего летающего аппарата. Комплектующие детали для беспилотников используются как импортного, так и отечественного производства, в том числе поставляемых с территории стран таможенного союза. В мире существует огромный рынок оборудования для летающих систем. Каждый коптер собирается из комплектующих производства разных стран. По словам Алексея на этом рынке представлены не только крупные производители, но и сотни небольших компаний, в том числе инженеров и специалистов, которые могут индивидуально изготовить комплектующие с уникальными свойствами.
- Практически каждый день в мире появляться что-то новенькое, а техника быстро устаревает. Для успешного ведения данного вида бизнеса, необходимо соответствовать самым современным тенденциям в микроэлектронной технике и высоким технологиям. Нам требуется постоянно изучать специализированную информацию, общаться со специалистами с разных уголков земного шара, анализировать технические характеристики различных комплектующих.
В состав радиоуправляемого летательного аппарата входят не только специальные устройства, но и множество универсальных деталей вроде антенн, передатчиков, аккумуляторов. За новинками в их производстве также нужно постоянно следить, отбирая лучшие предложения на рынке - замечает Алексей.
Цены готовых аппаратов могут сильно варьироваться от самых простых в пределах 1000 долларов, до сложных и очень сложных устройств, стоимость которых может доходить до 40−50 тысяч долларов и более.
Конкуренция и будущее
На сегодня на рынке аэрофотосъемки и изготовления поликоптеров (квадро, гексо, окто и додекакоптеров) в нашей стране практически нет конкуренции. Отчасти это связано с отсутствием достаточного количества специалистов способных профессионально пилотировать подобную технику. Кроме того, в этой узкой нише пока не так много предложений со стороны клиентов. Однако, по словам Алексея, с ростом интереса к новым технологиям, это вскоре может измениться:
- Маловысотные съемки вскоре могут получить распространения не только в кинопроизводстве, но в других сферах видеографии. Думаю, люди начнут применять аэросъемку даже в бытовых случаях, к примеру чтобы разнообразить свадебные ролики. Здесь есть большой потенциал для роста спроса. Мы встречали определенный интерес к такой съемке в западных регионах Казахстана и в Астане.
Кроме того, мы планируем продолжить сотрудничество с бюджетными организациями, создавая аппараты под самые различные нужды. Не так давно Президент дал команду максимально задействовать отечественных производителей при госзакпуках. На данный момент мы одни из немногих в Казахстане можем удовлетворить спрос на такие высокотехнологичные устройства как беспилотные летательные аппараты. При должном финансировании мы можем даже собрать современные дроны, которые так часто любят применять для решения многих боевых задач американские военные.
>> Казанская афиша: куда сходить и что посмотреть 30-31 мая
>> Дни удэгейской культуры пройдут в Хабаровске
>> Почти 8,4 тысячи школьников Иркутска отдохнут в лагерях дневного пребывания в июне
Летающие камеры: взгляд с высоты птичьего полета
От хобби к бизнесу
Алексей Оксененко с детства увлекался конструированием летательных аппаратов. Его отец посвятил всю свою жизнь авиамоделированию, он до сих пор занимается обучением детей, а также возглавляет Федерацию авиамодельного спорта РК. Алексей пошел по его стопам, неоднократно участвовал в республиканских и международных турнирах под эгидой FAI (международная авиационная федерация), регулярно проходящих на аэродроме Байсерке и в Байконуре и в других местах, занимая на них призовые места. В арсенале у Алексея в том числе и чемпионство Азии.
- Этот вид спорта находится на острие стиля hi-tech. Если раньше развитие этой сферы толкали вперед военные нужды, то сейчас - спортивные состязания и хобби. Большинство компаний, выполняющих заказы по производству беспилотников для Израиля и США, были основаны выходцами из авиамоделизма.
В конце 2000-х в продаже стали появляться мультикоптеры - небольшие винтовые радиоуправляемые летательные аппараты. Они произвели настоящую революцию в аэросъёмке, ведь раньше для получения фото и видео изображений с воздуха приходилось нанимать вертолет, а это дорого и не всегда удобно. Около трех лет назад в нашей киноиндустрии стартовал спрос на такой вид съемок. Тогда же, найдя единомышленников из числа людей увлеченных авиамоделированием, мы решили создать компанию, которая специализируется на данном виде услуг.
Имея большой опыт создания различных типов радиоуправляемых моделей самолетов, вертолетов и планеров, основатели новой компании не стали прибегать к готовым решениям, а начали собирать коптеры оригинальных конструкций. Это были съемочные комплексы для различных задач, от небольших аппаратов, помещающихся в чемодан и способных поднять в воздух только небольшие камеры типа GoPro до сложных и массивных октокоптеров, с восемью винтами и размахом по краям 1,8 метра, предназначенных для полетов с профессиональными киносъемочными камерами типа Mark III и Red Epic.
Сотрудничество с киностудиями и другие услуги
Первыми клиентами компании FlyCam стали небольшие киностудии, относящиеся к «Казахфильму». Один из своих первых заказов Алексей и его партнеры получили от режиссера первого казахстанского фэнтези - кинокартины «Книга легенд» Ахата Ибраева. Вскоре информация о них стала распространяться по «сарафанному» радио в профессиональной среде кинематографистов. Одной из крайних работ для полнометражного кино стали съемки на Чимбулаке для еще не вышедшего на экраны спортивного триллера «Еще один день» от режиссера и продюсера Виталия Кистанова.
Отрывки из футажей (сырой видеофайл), снятых ребятами из FlyCam, использовались во многих рекламных и социальных роликах, трейлерах и клипах известных казахстанских артистов. Все больше молодых режиссеров и операторов осознают, как динамичные общие планы, снятые с воздуха, могут разнообразить и украсить видеоряд.
- Поднимаясь над городом, можно увидеть интересные детали и вещи, о которых раньше даже не догадывался. К примеру, снимая купол Центральной мечети для социального ролика о единстве конфессий, заметили на полумесяце металлические штыри. Видимо их используют в качестве защиты от птиц, которые могут испортить золотое покрытие.
Интересным опытом для Алексея стала съемка в сложных условиях во время работы над фильмом Турсуна Кулахметова «Ритм города»:
- Это картина о стритрейсерах. Нашей задачей было сделать съемку с воздуха одной из эффектных сцены картины - заезда спорткаров Nissan и Lamborghini. Съемки проходили в ночное время. Нам нужно было лететь на большой скорости вдоль городской улицы среди множества висящих проводов. Был высокий риск разбить аппарат вместе с камерой, однако, благодаря большому спортивному опыту, мне и нашему оператору, управлявшему камерой, удалось сделать все с первых дублей.
Помимо съемки с высотных ракурсов для кинопроизводства коптеры имеют большой спектр применения. Они используются военными, спецслужбами и МЧС для экспресс видеоразведки, применяются на территориях заповедников для контроля популяции редких животных, для топографической съемки земельных участков, фотографий недвижимости для риелторов, съемке строительных площадок для проектирования зданий и оценки их готовности, коммерческой съемке жилых и производственных строений.
- К нам часто обращаются различные компании, строительные фирмы и риелторы. Недавно снимали новые цеха одного турецкого предприятия, производящего стройматериалы.
- Высотную съемку можно использовать и для инспекции труднодоступных объектов.
Съемка и цены
Специалисты FlyCam начинают подготовку к съемке за сутки до нее. В комплекс используемого ими оборудования входит не только сам коптер, но и специальный гиростабилизированные подвесы, позволяющие поворачивать камеру и менять углы съемки.
Кроме того, необходимы две станции наземного управления для пилота и оператора. Пилот управляет платформой летящей получая данные полётной телеметрии или изображения с дополнительной, курсовой камеры. Оператор с помощью дистанционной системы управления и глядя на гистограмму, может удалённо, в полёте регулировать такие параметры камеры как ISO, диафрагма, выдержка, фокус, выбирать режимы фотографии и съемки видео, начинать запись и останавливать её.
Помимо транспортных расходов на цену услуг компании влияет также площадь территории съемки, удаленность локаций друг от друга, тип камеры и соответственно размер используемого для съемки мультикоптера, количество ракурсов и высот.
- Некоторые заказчики удивляются, когда мы называем им цену за проведение съемки. Они не учитывают, что помимо прочего нам необходимо закладывать в стоимость услуг все возможные риски потери и аварии аппарата, разрушения камеры. К примеру, цена октокоптера для съемки на Red Epic вместе со специализированным подвесом и камерой может доходить до 40−70 тысяч долларов. В стоимость полетов входит страхование. Риски могут уменьшаться или возрастать в зависимости от условий местности, погоды, времени суток и прочих факторов. К примеру, съемка в степи безопаснее работы в горах или пролетов над водой.
Изготовление летательных аппаратов на заказ
Помимо аэрофотосъемки компания FlyCam занимается изготовлением и продажей мультикоптеров и других летающих систем: самолёты, вертолёты, планера. Основными заказчиками на этом рынке в нашей стране выступают государственные ведомства и организации, а так же фермеры и прочие частные лица.
- Многие структуры в Казахстане закупали израильские и российские модели БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Зачастую это превращается в покупку «кота в мешке». Производители в маркетинговых целях указывают определенные характеристики, к примеру, дальность полета несколько километров или высокую грузоподъемность. При этом несведущему в технических тонкостях заказчику невдомек, что летать на такие большие расстояния данный аппарат может только без груза, а поднимать большой вес способен на гораздо меньшее время и высоту. Чаще всего в этих компаниях не обучают правилам управления и эксплуатации этих устройств, и, зачастую, эти машины вскоре разбивают или, из опасения повредить дорогое оборудование, откладывают в дальний ящик и не используют вовсе.
Алексей с партнерами проектируют и собирают аппарат под конкретные задачи заказчика, обучают его пилотированию, проводят летные испытания в присутствии представителей клиентов, обеспечивают последующий сервис и техническое обслуживание техники.
После получения от заказчика технического задания, разрабатывается концепция и схема будущего летающего аппарата. Комплектующие детали для беспилотников используются как импортного, так и отечественного производства, в том числе поставляемых с территории стран таможенного союза. В мире существует огромный рынок оборудования для летающих систем. Каждый коптер собирается из комплектующих производства разных стран. По словам Алексея на этом рынке представлены не только крупные производители, но и сотни небольших компаний, в том числе инженеров и специалистов, которые могут индивидуально изготовить комплектующие с уникальными свойствами.
- Практически каждый день в мире появляться что-то новенькое, а техника быстро устаревает. Для успешного ведения данного вида бизнеса, необходимо соответствовать самым современным тенденциям в микроэлектронной технике и высоким технологиям. Нам требуется постоянно изучать специализированную информацию, общаться со специалистами с разных уголков земного шара, анализировать технические характеристики различных комплектующих.
В состав радиоуправляемого летательного аппарата входят не только специальные устройства, но и множество универсальных деталей вроде антенн, передатчиков, аккумуляторов. За новинками в их производстве также нужно постоянно следить, отбирая лучшие предложения на рынке - замечает Алексей.
Цены готовых аппаратов могут сильно варьироваться от самых простых в пределах 1000 долларов, до сложных и очень сложных устройств, стоимость которых может доходить до 40−50 тысяч долларов и более.
Конкуренция и будущее
На сегодня на рынке аэрофотосъемки и изготовления поликоптеров (квадро, гексо, окто и додекакоптеров) в нашей стране практически нет конкуренции. Отчасти это связано с отсутствием достаточного количества специалистов способных профессионально пилотировать подобную технику. Кроме того, в этой узкой нише пока не так много предложений со стороны клиентов. Однако, по словам Алексея, с ростом интереса к новым технологиям, это вскоре может измениться:
- Маловысотные съемки вскоре могут получить распространения не только в кинопроизводстве, но в других сферах видеографии. Думаю, люди начнут применять аэросъемку даже в бытовых случаях, к примеру чтобы разнообразить свадебные ролики. Здесь есть большой потенциал для роста спроса. Мы встречали определенный интерес к такой съемке в западных регионах Казахстана и в Астане.
Кроме того, мы планируем продолжить сотрудничество с бюджетными организациями, создавая аппараты под самые различные нужды. Не так давно Президент дал команду максимально задействовать отечественных производителей при госзакпуках. На данный момент мы одни из немногих в Казахстане можем удовлетворить спрос на такие высокотехнологичные устройства как беспилотные летательные аппараты. При должном финансировании мы можем даже собрать современные дроны, которые так часто любят применять для решения многих боевых задач американские военные.